Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров провел совещание на тему: "Вопросы реализации законодательства Российской Федерации в отношении системообразующих территориальных сетевых организаций" (СТСО).
Сенатор напомнил, что в 2024 году начал действовать Федеральный закон № 185-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об электроэнергетике и отдельные законодательные акты РФ", предусматривающий создание в каждом регионе страны СТСО как единого центра ответственности за надежное энергоснабжение. По его словам, внедрение этого института стало важным шагом в работе по консолидации электросетевого комплекса.
Директор Департамента оперативного управления в ТЭК Минэнерго РФ Елена Медведева подчеркнула ключевую роль СТСО. "К основным функциям таких организаций относятся надежное функционирование всех объектов электросетевого хозяйства в регионе, включая эксплуатацию бесхозяйных объектов, капитальный ремонт, модернизация и техническое перевооружение сетей, участие в экспертизе тарифных заявок. СТСО также функционирует как единый центр для взаимодействия с потребителями и энергосбытовыми организациями".
Она отметила, что, несмотря на планомерную работу по сокращению территориальных системных организаций (ТСО), оказывающих услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, целевой показатель - 3-4 организации на регион - пока не достигнут. "В сентябре 2025 года были ужесточены критерии отнесения компаний к ТСО: теперь учитываются только объекты, находящиеся в собственности организаций. По прогнозам Минэнерго России, это позволит достичь целевого количества ТСО уже в 2026 году". По словам Елены Медведевой, часть игроков рынка искусственно объединяются, чтобы сохранить статус ТСО, но при этом не способны в полной мере выполнять возложенные на них законодательством функции.
В дискуссии приняли участие заместитель генерального директора по правовому обеспечению ПАО "Россети" Даниил Краинский, директор по стратегии и развитию "Башкирэнерго" Сергей Михеев, и.о. генерального директора Иркутской электросетевой компании Илья Бриллиантов и генеральный директор Юго-западной электросетевой компании Вадим Павлов.
Участники совещания констатировали, что в процессе передачи полномочий от территориальных сетевых организаций к СТСО часто возникают серьезные проблемы. Аналогичные сложности сопровождают и процедуру безвозмездной передачи региональных и муниципальных объектов в пользование системообразующим организациям. Представители компаний также указали на трудности, связанные с недостаточностью ресурсов и средств у СТСО для обслуживания и восстановления бесхозяйных сетей. По их словам, на практике остаются не до конца решенными вопросы компенсации затрат на устранение аварийных ситуаций. В связи с этим прозвучали предложения создать компенсационно-резервный фонд для ликвидации аварий и ввести мораторий на прокурорские проверки в первые один-два года после передачи таких объектов.
Заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Сергей Гафаров добавил, что в планах Службы провести анализ результативности ужесточения критериев для отнесения компании к ТСО.
Старший прокурор Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Наталья Федотова сообщила, что практика прокурорского надзора подтверждает озвученные на совещании проблемы. Она также проинформировала о масштабной прокурорской проверке в сфере электроэнергетики, которая проводится по поручению Президента РФ и будет завершена к концу ноября: "Тема реализации положений законодательства об СТСО будет там освещена отдельным блоком". При этом Генеральная прокуратура РФ уже работает с экспертными заключениями, предоставленными СТСО.
Подводя итоги обсуждения, Юрий Федоров отметил, что первый год работы института СТСО выявил не только его эффективность, в частности, повышение надежности энергоснабжения на 2%, но и ряд проблем. "В 2026 году планируется доработать нормативную базу, - сообщил сенатор. - В числе приоритетных задач - уточнение порядка "подхвата" сетей внутри регулируемого периода, усиление ответственности территориальных сетевых организаций за надежность своих сетей и обеспечение прозрачности тарифных заявок".
Источник: